Нижний Новгород, каким мы его знаем сегодня, во многом сформирован благодаря своему уникальному географическому положению. Город располагается на слиянии двух великих рек — Оки и Волги, которые делят его на верхнюю и нижнюю части. Связывают районы приволжской столицы четыре моста, которые уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни нижегородцев, хотя несколько веков назад возможность свободно перемещаться между берегами была скорее мечтой, чем реальностью. Вскоре этот список пополнит еще одна переправа, которая станет частью дублера проспекта Гагарина.

Мы решили окунуться в историю и вспомнить, с чего начиналось мостостроение в Нижнем Новгороде. Герой нашего сегодняшнего рассказа — Канавинский мост. Это первая постоянная переправа через Оку, открывшая новую страницу в развитии транспортной системы города.
Первый в городе мост
История Канавинского моста неразрывно связана с Нижегородской ярмаркой, которая сыграла ключевую роль в развитии города. После разрушительного пожара 1817 года, уничтожившего торговые ряды в Макарьеве, было принято решение перенести ярмарку на территорию тогдашнего Кунавино (сегодня это Канавинский район). Вскоре Нижний Новгород стал настоящим центром притяжения для торговцев со всех уголков мира. Сюда стекались купцы из различных регионов России, Европы и Азии, предлагая самые разнообразные товары — от свечей до свинца.

Максим Дмитриев, МАММ / МДФ. Источник: russiainphoto.ru
Вместе с ярмарочным комплексом с многочисленными зданиями, строительством которых руководил Августин Бетанкур, появилась и первая переправа через Оку.
Августин Бетанкур (1 февраля 1758–14 (26) июля 1824) был испанским, а позднее российским государственным деятелем и ученым, архитектором и строителем. Ранее архитектор участвовал в реконструкции исторического центра Санкт-Петербурга и занимался строительством Исаакиевского собора в северной столице. После завершения работ над Нижегородской ярмарке участвовал в разработке планов развития города.
Наплавной мост состоял из барж-плашкоутов (грузовые судна с высокими бортами, которые могут служить для настилки временных мостов — прим. ред.), соединенных между собой и покрытых деревянным настилом. Конструкцию разбирали на ночь для пропуска судов и в холодное время года, когда река покрывалась льдом.

Максим Дмитриев, Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области. Источник: russiainphoto.ru
Еще одним из значимых событий как для Нижнего Новгорода, так и для всей Российской империи стала Всероссийская промышленная выставка 1896 года, которая послужила мощным драйвером для технологичного развития города. К тому времени, как описывает публицист В. И. Виноградов в своем путеводителе по Нижнему Новгороду и ярмарке, старый плашкоутный мост заменили новым большим понтонным, спроектированным инженером путей сообщения Лохтиным. По нему проложили железную дорогу, по которой запустили первые в стране трамваи.
Тем не менее мост имел ряд недостатков: деревянные элементы приходилось регулярно менять, а с приближением холодов конструкцию и вовсе демонтировали. В связи с этим депутаты Городской Думы обсуждали вопрос строительства постоянной переправы через Оку. Однако планам помешала революция 1917 года.
Жизнь моста в ХХ веке
Потребность в постоянных мостах через Оку и Волгу в Нижнем Новгороде появилась во времена гражданской войны. К тому времени было разработано несколько проектов, но до их реализации дело так и не до доходило.

Виктор Ершов, МАММ / МДФ. Источник: russiainphoto.ru
В результате приступить к работам удалось лишь к первой трети XX века. Для строительства переправы в 1930 году было создано «Нижегородское отделение Мостотреста». Проект будущего постоянного арочного моста разработали советские архитекторы А. В. Щусев, П. В. Помазонов, Н. А. Французов и инженер А. В. Крылов. Кстати, Щусев был самым востребованным архитектором СССР: он участвовал в создании таких объектов как Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади, Казанского вокзала и Дома архитекторов в Москве. Официально движение по новому мосту открылось 2 апреля 1933 года.
За всю историю мост менял свое название трижды. Сперва он носил имя Николая Ивановича Пахомова, в тот момент являющегося действующим председателем губернского исполкома. Но после его расстрела в 1938 году название моста изменили на Окский. Свое привычное название «Канавинский» мост получил в 1965 году из-за непосредственной близости к району.

Иван Шагин, МАММ / МДФ. Источник: russiainphoto.ru
Во время Великой Отечественной войны мост подвергался бомбардировкам Люфтваффе (германские военно-воздушные силы в составе вооруженных сил Германии — прим. ред.), но остался невредимым благодаря частым туманам, в которых он скрывался. Также мост защищали зенитные расчеты войск ПВО.
Первый капитальный ремонт моста был проведен в начале 70-х годов прошлого века по проекту «Гипротрансмост». Этого хватило на 25 лет: в 1995 году состояние моста признали неудовлетворительным. В середине девяностых выполнили только на 20% от запланированного объема, на многих вещах сэкономили, в результате чего конструкция стала аварийной к 2010 году.
Наши дни
За все время существования Канавинского моста проводилось множество обследований и ремонтных работ. Давайте вспомним все изменения.
Так, в 2000 году специалисты проверили физическое состояние конструкции, после чего было получено разрешение на продление срока службы переправы. В ноябре 2008 года московский институт «Исследования мостов и других инженерных сооружений» провел полное обследование переправы. Исходя из полученных результатов было принято решение о закрытии грузового и трамвайного движения в 2010 году. Это была крупнейшая реконструкция, в результате которой мост стал шестиполосным. Позднее нижегородцы просили вновь вернуть трамвайное движение, однако Минтранс отказал. Еще раз мост частично отремонтировали в 2016 году: тогда специалисты убрали верхний слой асфальта и уложили новый.
Изменения, произошедшие с Канавинским мостом, касались не только технических характеристик, но и эстетической составляющей. В 2006 году на подпорной стене Канавинского моста впервые появилось легендарное граффити крокодила, созданное командой DS crew. В 2010 году во время ремонта оно было закрашено.
Граффити на Канавинском мосту. Фото 1: администрация Нижнего Новгорода; Фото 2: художник Антон Табатчиков
Стараниями стритартера Виктора Пузина в рамках фестиваля «Место», крокодил вернулся. Правда, эта история повторилась в 2024 году. Вновь ради ремонта граффити стерли со стены вместе со старым покрытием. Когда специалисты закончили работы, нижегородцам предложили выбрать следующего героя граффити. Горожане снова проголосовали за рептилию. Тогда крокодил вернулся уже в третий раз, благодаря художнику Антону Табатчикову.
А во время празднования 800-летия Нижнего Новгорода Канавинский мост обзавелся архитектурно-художественной подсветкой, которую разработала компания Svet Expert. Так появилась знакомая нам всем разноцветная подсветка, прекрасно подчеркивающая функцию связующего звена между берегами и постоянное движение реки.

В 2025 году Канавинский мост ждет очередной ремонт. В своем Telegram-канале глава города Юрий Шалабаев опубликовал перечень дорог для починки, в который вошел и Канавинский мост. В этом году специалисты займутся асфальтовым покрытием.
Почти сто лет Канавинский мост соединяет верхнюю и нижнюю части города, становясь одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода и неотъемлемым участником фотографий, посвященных Столице Закатов. Свою историю он может рассказать и показать самостоятельно. Прогуливаясь по мосту, особенно в вечернее время, можно увидеть всю ослепительность прибрежных достопримечательностей города.
Автор: Алёна Каплиева
Комментарии