Недавно Совет Евразийской экономической комиссии принял решение о продлении срока эксплуатации лифтов, отработавших 25 лет, еще на пять лет. Теперь кабины и подъемные механизмы, которые достигли предельного срока службы к 15 февраля 2025 года, необходимо привести в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза до 15 февраля 2030 года.
Лифтов, нуждающихся в обновлении, в стране немало: в программу капитального ремонта включены примерно 600 тысяч подъемников, из которых у 64 тысяч срок службы заканчивается в феврале 2025 года, а у 56 тысяч — в течение последующих пяти лет. По предварительным оценкам, на эти работы потребуется не менее 400 млрд рублей. Проблема актуальна и для Нижегородской области. Корреспондент портала ДОМОСТРОЙНН.РУ обсудил возможные последствия такого решения с коммерческим директором Нижегородской Лифтовой Компании Денисом Чернышевским.
Почему перенесли сроки?
С предложением о продлении срока службы старых лифтов на пять лет выступил Минстрой РФ из-за слишком большого объема работ.
«Лифты сейчас очень подорожали, это самый дорогой вид капремонта, больше 3 млн уже стоит. На спецсчетах нет, занять их неоткуда», — добавила Светлана Разворотнева.
Теперь благодаря нововведению сперва специалисты будут проводить техническое обследование лифтов и на основании его заключения будет приниматься решение: либо заменить определенные элементы и их компоненты, либо продлить срок службы самого лифта, если его текущее техническое состояние отвечает требованиям безопасности. В Минстрое отметили, что по результатам подобных проверок некоторые лифты могут продолжить функционирование дополнительно пять лет.
Есть ли риски?
Что касается Нижегородской области, то до 2025 года в многоквартирных домах региона планировалось заменить более 2,4 тысячи лифтов. Тем не менее прошлой весной ряд адресов был исключен из масштабной программы: это затронуло многоэтажки, жители которых перечисляли деньги на капитальный ремонт на специальные счета, а не напрямую региональному оператору.
Как рассказал нашему корреспонденту Денис Чернышевский, он полностью поддерживает решение о продлении сроков замены лифтов, так как не понаслышке знаком с основными проблемами в этой сфере. По его словам, при регулярном и качественном обслуживании, своевременном ремонте и замене изношенных деталей, ежегодном техническом осмотре независимыми экспертами, лифты, отработавшие установленный срок, могут функционировать еще длительное время.
Эксперт пояснил, что термин «срок службы лифта 25 лет» появился вместе с введением технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» с 2013 года. Документ не обязывает однозначно менять подъемники, а требует привести их в соответствие с его требованиями до 15 февраля 2025 года.
«До введения технического регламента все лифты выпускались по правилам ПУБЭЛ. И понятие „назначенный срок службы лифта 25 лет“ в них отсутствовал. Мы считаем сегодняшнее требование о необходимости приведения лифтов, произведенных до вступления в силу техрегламента Таможенного союза до 15 февраля 2024 года незаконным, поскольку закон не имеет обратной силы. Эти лифты были изготовлены в соответствии с действующими на тот момент правилами и полностью отвечали им», — пояснил Денис Чернышевский.
Что делать?
За последние годы в Нижегородской области наблюдается заметный рост темпов замены лифтов, отработавших назначенный срок. Однако, несмотря на эти усилия, проблема не решается полностью. По мнению Дениса Чернышевского, существует два основных пути, которые могут помочь в улучшении ситуации.
Первый вариант заключается в увеличении взносов на капитальный ремонт. Эксперт считает, что хотя в 2024 году уже произошло одно такое повышение, оно состоялось слишком поздно и вряд ли окажет значительное влияние на собираемость средств. Очевидно, что одного повышения недостаточно, чтобы обеспечить необходимые объемы финансирования.
Второй вариант касается изменения подхода к определению необходимости замены лифта. Вместо принципа, согласно которому лифт подлежит замене после 25 лет эксплуатации, предлагается учитывать реальное техническое состояние оборудования. Оценкой этого состояния могли бы заниматься специализированные экспертные организации, которые ежегодно выполняют проверку лифтового хозяйства, считает Денис Чернышевский.
Фактически многие лифты и сегодня работают более 30 лет. Специалисты регулярно проводят текущий и капитальный ремонты, а также ежегодное техническое освидетельствование каждого подъемника. После этих мероприятий лифт получает разрешение на безопасную эксплуатацию еще на 12 месяцев. Когда объект достигает предела своего нормативного срока службы, проводится техническая диагностика всех его систем, позволяющая продлить срок эксплуатации на три года. Причем такие обследования могут проводиться неоднократно, подытожил эксперт.
Комментарии