В тоске по инновациям

Репортажи
0
0

Развитие строительной отрасли в России идет семимильными шагами, во всяком случае, именно так хочется думать. Дома строятся, на рынок выходят новые компании, завязываются отношения с мировыми лидерами строительного рынка, как итог – появляются заводы для изготовления передовой техники и строительных материалов. Но как ни странно, как только речь заходит о ноу-хау в строительстве – будь то материалы или технологии, на ум приходят названия только иностранных компаний. Неужели российские умы обошли строительную отрасль стороной, отдав пальму первенства в сфере инноваций коллегам из-за рубежа?

Пробел в законодательстве

Оказывается, дело вовсе не в нежелании наших соотечественников заниматься инновационной деятельностью. О проблемах, препятствующих развитию инноваций в строительной отрасли, рассказал на прошедшем в Торгово-промышленной палате Нижегородской области семинаре директор Всероссийской Ассоциации Метоллостроителей, к.э.н., Владимир Митяшин. «Если нет закона, четких формулировок - что такое инновации, то и заниматься инновационной деятельностью очень сложно. Нет критериев отнесения продукции к инновационной».

Первый камень преткновения на пути инноваций, по мнению эксперта, - отсутствие внятной государственной политики и законодательного обеспечения такого рода деятельности. Сегодня ситуация для развития инноваций в строительстве сложилась не лучшим образом: действующее законодательство не содержит даже норм, определяющих понятие «инновация».

«Если нет соответствующих норм, давайте их разработаем», - заявляет Митяшин. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ  от 19 ноября 2008 года N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил», соответствующую деятельность вправе осуществлять в пределах своих полномочий только федеральные органы исполнительной власти.

Препятствия на пути инноваций

Развитию инноваций в строительной отрасли нашей страны препятствуют, как считает Владимир Митяшин, не только пробелы в законодательстве, но и нехватка кадров. В рамках семинара он отметил существенное сокращение научного потенциала отраслевых НИИ, деформацию состава и структуры научных кадров, а также приоритетность решения задач «выживания», а не развития.

Не способствует развитию инновационной деятельности в строительстве и слабый механизм защиты интеллектуальной собственности в России, а также административные барьеры для вывода инновационной продукции на строительный рынок. В частности, подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции (требования к которой не регламентированы нормативными документами) относится к полномочиям Госстроя (федеральное агентство по строительству и ЖКХ).

«Чтобы вывести на рынок новый вид продукции, явно влияющий на безопасность (например, несущие конструкции, перекрытия и т.д.), для того, чтобы проектировщики согласились использовать ваши изделия либо материалы, вам нужно получить положительный ответ Госстроя. Он будет означать, что ваша продукция в полной мере обеспечит безопасность здания и сооружения, и можно закладывать ее в проект», - рассказал директор Всероссийской Ассоциации Метоллостроителей. Он пояснил, что есть и другие пути вывода инновационной продукции на рынок (через локальные координационно-совещательные органы, через реестры новых видов продукции), но они на сегодняшний день юридически не определены.

Главную причину слабого развития инновационной деятельности в строительной отрасли России Владимир Митяшин видит в непроработанной системе ее технического регулирования.

Еще один вопрос, на котором подробно остановился спикер в ходе своего выступления – затратность инновационной деятельности. Сегодня отсутствует льготное кредитование реализации инновационных проектов, не предусмотрена организация закупок инновационной продукции для государственных нужд, не компенсируются расходы на патентование инновационной продукции.

Шаги к решению проблемы

Развитию инновационной деятельности в России, по мнению Владимира Митяшина, будет способствовать создание подлинного органа с участием компетентных специалистов (осуществляющих реальное регулирование развития строительства, в том числе и продвижение инновационных технологий), а также принятие закона об инновационной деятельности. Еще одним обязательным шагом на пути к решению проблемы должно стать внесение изменений в регламент в части упрощения процедуры формирования доказательной базы соответствия инновационных материалов требованиям безопасности.

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков