История нашего города насчитывает 789 лет. За это время он превратился из небольшого поселения, ограниченного деревянным Кремлем, в город-миллионник, о богатом прошлом которого напоминает лишь старинная застройка.
Время неумолимо бежит, современность диктует свои правила: особняк, считавшийся чудом инженерной мысли в конце XIX века только потому, что имел лифт, сейчас воспринимается безнадежно устаревшим.
Здания старой постройки постепенно ветшают, им на смену приходят многоквартирные новостройки. Как следствие, мы теряем привычный облик Нижнего Новгорода.
Единственный способ сохранить связь с прошлым – это модернизация исторических памятников архитектуры, представляющих для нас культурную ценность.
Возможность преобразования среды Нижнего Новгорода обсудила архитектурная элита города в рамках смотра-конкурса «Архновация».
Смысловым акцентом круглого стола стала открывшаяся в "Галерее Сергея Туманина" выставка "Новая жизнь. Модернизация общественных зданий в Австрии", соорганизатором которой выступило почетное Консульство Австрийской Республики в Нижнем Новгороде.
Участники встречи определили модернизацию в архитектуре как процесс приведения старинных зданий к современным стандартам и техническим нормам. По их мнению, постоянная готовность здания к модернизации – показатель его устойчивости. Очень важно не потерять код исторический значимости города, гармонично соединить традиции прошлого и настоящего.
Какими параметрами должен обладать старинный особняк, чтобы специалисты смогли вдохнуть в него "новую жизнь"?
По мнению профессора Анны Гендольф, чаще всего при модернизации меняется либо форма, либо функция, либо конструкция дома. Поэтому основными требования, которые архитекторы предъявляют к зданию, являются гибкость конструкции и формы, а также инженерные коммуникации, опережающее время.
Наиболее удобны для приспособления купеческие дома конца XIX начала XX века, коими застроена, например, улица Рожественская. Поэтому она лучше других сохранила свое историческое лицо.
Мода на модернизацию зданий пришла к нам из Европы. Там архитекторы поняли не только культурную, но и экономическую ценность преобразования старинных домов или промышленных предприятий в современное комфортное жилье или объекты общественного назначения.
В качестве примера можно привести дома лионских ткачей во Франции. Они изначально проектировались, как полифункциональные. Помещения имели большие площади, потолки, высотой более 4 м, чтобы в них можно было одновременно жить и работать: каждая квартира была оборудована ткацким станком. В настоящее время – это самый дорогой тип жилья в стране.
Газометр в Вене может послужить примером удачного превращения промышленного пространства в общественное. Газометр превратился в целый жилой квартал с магазинами, ресторанами и прогулочными площадями.
В советское время мы потеряли генотип квартала и приобрели микрорайоны. Тенденция к всеобщему равенству и объединению в нечто общее и огромное проявилась и в проектировании жилого пространства. Сейчас перед архитекторами стоит обратная задача - приблизить масштаб к человеческим размерам, создать комфортную и индивидуальную среду.
С этим связаны и постоянно вносимые изменения в Генеральный план развития Нижнего Новгорода. Верно отметил нынешний глава города Олег Сорокин, назвав Генплан города "живым организмом". Пространство должно меняться в ногу со временем и отвечать потребностям существующего в нем поколения.
Сами объекты модернизируются в то, что нужно данной исторической эпохе: офисы, гостиницы, рестораны.
В Нижнем Новгороде уже не один памятник архитектуры претерпел адаптацию к современным условиям: усадьба Рукавишниковых превратилась в музей в Главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, здание Крестьянского Поземельного банка модернизировалось в Дворец творчества юных имени В. Чкалова.
Глобальное преобразование ожидает Арсенал Нижегородского Кремля. Здание перешло из ведомства Минобороны в распоряжение Минкультуры, которое поставил перед собой задачу превратить закрытое военное учреждение в открытое современное городское пространство. Скоро на месте бывшего склада боеприпасов возникнет территория современного искусства. Архитектор проекта Евгений Ас задумал слить воедино историю и современность: внешне сохранить исторический облик, при этом создав внутри царство высоких технологий. В помещении после реставрации разместятся выставочный и концертный залы концертные залы, медиатека, ресторан.
Модернизация обусловлена не только культурными, но и технологическими причинами. Во - первых, она продлевает срок жизни здания, защищает его от воздействия агрессивной окружающей среды. Во – вторых, повышает уровень комфортности пребывания в доме: снижает уровень шума и вибрации. И, наконец, нельзя не отметить экономическую выгоду процесса: осовременивание объекта повышает его коммерческую стоимость.
К сожалению, последний фактор негативно сказывается на облике города. Когда самым заинтересованным лицом становится девелопер, понятие стоимости, к сожалению, выходит на первое место.
Заказчиками реконструкции и любого преобразования городской ткани должны выступать люди опытные, знающие: архитекторы, проектировщики, художники. Должен применяться метод критической реконструкции. Главное, сохранить исторический генотип. У нижегородцев есть шанс сохранить то немногое, что у нас осталось.
При использовании материалов ссылка на www.domostroynn.ru обязательна.
Комментарии