«Гуманизм должен лечь в основу русского дизайна жилой среды», - эксперт

Репортажи
17
0

Обратиться к своей истории, проанализировать, переосмыслить достижения и ошибки прошлого — вот, что должно лечь в основу русского дизайна. Таким мнением 26 июля с корреcпондентом DomostroyNN по итогам лекции в рамках выставки «История российского дизайна 1917-2017» поделился историк дизайна, специалист по истории дизайна жилой среды, галерист и основатель проекта Chairmuseum Павел Ульянов.

«Если мы хотим идти вперед, мы должны найти основу, опору. Так вот, опора русского дизайна — это наша отечественная культура монолитная, целостная, переосмысленная, в которой сообща решаются все проблемы. Здесь немаловажную роль может сыграть наследие народных промыслов, архитектура и дизайн предметов быта прошлого», - рассказал эксперт.

По мнению Павла Ульянова, главной проблемой русской школы дизайна является отказ от собственной истории, который случался неоднократно. При этом эксперт уверен, что никогда не поздно начать двигаться вперед по пути эволюции.

«Ситуация очень проста: если ты заблудился, то нужно возвращаться на то место, где ты потерял дорогу. Здесь нужно просто обратиться к своей истории, проанализировать, где произошла та потеря ориентиров. По моему мнению, произошла она в 1917 году, когда попытались отказаться от собственной истории, а затем и в 1991 году, когда попытались снова отказаться от уже возникшей новой собственной истории достижений Советского Союза, сообщив стране, что ее народ все эти 70 лет жил неправильно, - сказал Павел Ульянов. - На самом деле была создана новая культура. Если не коммерческая и не гуманитарная, то хотя бы индустриальная и научно-техническая культура. От нее ни в коем случае нельзя было отказываться! Нужно взвешивать, что есть полезного, чего ей не хватает и привносить в нее новые элементы, постепенно реформировать. Вместо этого, было все обрушено. Есть очень хорошая фраза: «Тот, кто не помнит своей истории, переживет ее заново». Что мы и делаем - мы постоянно обрушиваем собственную культуру и думаем, что мы можем в один скачок модернистский заскочить в будущее. Но так не бывает! Будущее есть осмысленное продолжение настоящего. Нужно переосмысливать собственную историю и начинать к ней нормально относиться».

Кстати, к достижениям советских дизайнеров Павел Ульянов относится неоднозначно. Он считает, что критический подход необходим всегда, ведь от этого зависит объективность оценки того или иного дизайнерского продукта. В полной мере это касается и советского дизайна. Историк считает, что многие бытовые изобретения были слабо ориентированы на потребности обычного человека, что было ошибочным. Так эксперт прокомментировал разработки Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), призванного создавать государственную систему дизайна.

«Многие вещи, хоть они были хороши, не были ориентированы на потребности обычного человека. Те примеры бытовых предметов, которые мы встречаем ВНИИТЭ, они либо не были запущены в производство, либо были слишком надменными для потребителя. ВНИИТЭ было достаточно закрытым обществом, дизайнеры которого считали, что они элитарная каста. Вообще проблема советского дизайна в том, что он никогда не ориентировался на социальный запрос. Они делали оторвано от социума, - считает Ульянов. - В целом советский дизайн во многом воспитан на опыте немецких функционалистов 30-х годов, а те просто игнорировали бытовые запросы общественности. Это никого не интересовало, они считали, что на людей нужно влиять самым радикальным образом».

По мнению историка, необходимо уходить от любой попытки сделать дизайн уделом привилегированного, закрытого сообщества, поставив во главу угла гуманистический подход.

«Когда-то идеология в дизайне жилой среды была очень сильна и отойти от нее советским дизайнерам часто не удавалось. Они очень надменно относились к потребностям людей. Кстати, я обратил внимание, что все самые крутые европейские дизайнеры современности, звезды модернизма, которые стали знамениты на весь мир — это самые простые в общении и открытые люди. Потому, что им интересен человек и свое творчество они адресуют человеку. А тот, кто создает изделия для рынка, для коммерции, для собственного статуса, очень надменные дизайнеры, у них продукт невероятно плохой. Именно гуманизм, как клятва Гиппократа, должна быть не только для докторов, но и для дизайнеров. Потому что быт определяет сознание и это очень важно, если мы хотим изменить человека. Обычно я привожу в пример шведскую модель, в основе которой лежит принцип — этика через эстетику», - предложил свой рецепт Павел Ульянов.

К слову, познакомиться с образцами советских дизайнеров ВНИИТЭ можно на выставке «История российского дизайна 1917-2017». Экспозиция впервые гостит в Главном ярмарочном доме Нижнего Новгорода и посвящена важным этапам в истории российского дизайна: конструктивизму (1917-1935), советскому периоду (1950-1980), а также современному дизайну (1990-2017). 

Автор: Елена Карал

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков