Миллиардов недосчитываются в ОАО «Нижегородский водоканал» и АО «Теплоэнерго». Сумма просроченной задолженности со стороны абонентов «Теплоэнерго» достигла 1,5 млрд рублей, а «Нижегородскому водоканалу» - 1,6 млрд рублей. По словам представителей ресурсоснабжающих компаний, накопленная задолженность превышает объемы как инвестиционной, так и ремонтной программ. Это вынуждает их кредитоваться в банках для проведения ремонта оборудования и коммуникаций. При условии стопроцентной оплаты населением, энергопоставщики могли бы увеличить программы по развитию инфраструктуры и ремонту вместо того, чтобы тратить деньги на погашение процентов.
Проблема платежной дисциплины горожан обсуждалась участниками круглого стола «Задолженность за коммунальные услуги в Нижнем Новгороде» 11 октября. В мероприятии приняли участие представители руководства департамента жилья и инженерной инфраструктуры городской администрации, а также ОАО «Нижегородский водоканал» и АО «Теплоэнерго».
По словам директора департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации Нижнего Новгорода Павла Маркова, несмотря на высокий уровень оплаты по городу (98%), задолженность населения за коммунальные услуги продолжает расти. Он также подчеркнул, что ситуацию нужно менять и напомнил потребителям, что кроме прав у них есть еще и обязанности.
«Сумма средств, которую вложили все организации коммунального комплекса города на подготовку к зиме, составила 3 млрд рублей. По сути, при наличии исполненных обязательств со стороны населения, ремонтная программа могла быть увеличена в два раза и, соответственно, обеспечивать качество услуг», - отметил Павел Марков.
Как рассказал заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Нижегородский водоканал» Алексей Шаронов, по состоянию на сентябрь абоненты задолжали компании 1,6 млрд рублей. При этом сумма просроченной задолженности составляет 1 млрд 181 млн рублей, из которых около 524 млн рублей - задолженность населения и 657 млн рублей — долги юридических лиц. При собираемости платежей 98%, за последний год общая задолженность горожан перед «Нижегородским водоканалом» увеличилась на 9%.
Похожая ситуация наблюдается также в ОАО «Теплоэнерго». Общая сумма задолженности абонентов достигла 2,6 млрд рублей. Большая их часть приходится на долю населения. Сумма просроченной потребителями задолженности составляет 1,55 млрд рублей. По словам директора по реализации АО «Теплоэнерго» Александра Котельникова, ежегодно недостаток собранных средств составляет порядка 120-130 млн рублей.
«Конечно, 120 млн рублей каждый год — это цифра очень большая. Та задолженность, которая накопилась (1,5 млрд), она превышает и инвестиционную, и ремонтную программы «Теплоэнерго» этого года, - сообщил Александр Котельников. - Для выполнения работ по ремонтам и инвестиционной программе для компенсации несобранных средств, нам приходится брать кредиты в банке. Даже под хорошие проценты (10% годовых), с 1,5 млрд мы платим 150 млн рублей процент каждый год. Эти средства мы вынуждены платить банкам, вместо того, чтобы вкладывать их в состояние нашего оборудования, повышение надежности и качества теплоснабжения города Нижнего Новгорода».
Досудебная работа с должниками
В ходе круглого стола руководители ресурсоснабжающих организаций также рассказали о методах работы с должниками. У компаний имеется целый набор досудебных инструментов, которые используются ими до подачи в суд.
Как «Нижегородский водоканал», так и «Теплоэнерго» используют автоматический дозвон, затем общаются с должниками «вживую». Только после неоднократных напоминаний, следуют штрафные санкции, либо судебное разбирательство.
«Нижегородский водоканал проводит дополнительную работу по автоматизации процедуры дозвона в рамках работы с задолженностью, начиная с первых дней ее возникновения. После неоднократных напоминаний, начисляются штрафные санкции и поступают обращения в суд. С начала года мы отключили порядка 250 частных домовладений от водоснабжения и порядка 180 юридических лиц уведомили об отключении. На самом деле, сам факт уведомления является весомым стимулом, чтобы абонент погасил свою задолженность. До конечного отключения доходит не более 5%», - сообщил Алексей Шаронов.
В обеих компаниях подчеркивают, что идут навстречу должнику до последнего. Особенно когда речь идет о сложном материальным положении.
«Если выясняется, что причиной неуплаты является тяжелое материальное положение (что должник может подтвердить документально), то людям предлагается заключить соглашение об отстрочке или рассрочке. Действует комиссия по работе с гражданами-должниками. На этой комиссии есть возможность если не снизить сумму платежа, то уменьшить сумму пени и проценты, которые начисляются за неуплату», - рассказал Александр Котельников.
Как повышается платежная дисциплина
Для повышения платежной дисциплины абонентов, компании используют не только метод "кнута". Есть и "пряники" – всевозможные акции, рассрочки платежей и многое другое.
Так, в обеих компаниях действуют акции «В новый год без долгов». В частности, «Водоканал» запустил ее с 1 октября текущего года, позволяя задолжавшим абонентам погасить долг, не оплачивая штрафов и пени за период просроченной задолженности. Более того, в рамках акции предоставляется рассрочка платежа.
Аналогичные акции проводится и «Теплоэнерго». В первом полугодии 2018 года нижегородцы в рамках акции «Оплати долги без пени» погасили свыше 13 млн рублей задолженности. В рамках новой акции «В новый год без долгов» горожане также могут рассчитывать на списаине пени при полном погашении задолженности и соблюдении платежной дисциплины в течение всего следующего года.
Положительный эффект по словам представителей «Теплоэнерго» также дали другие акции. В частности, хорошие результаты принесли кампании «Запускай генератор тепла, оплачивай услуги вовремя» и «Лучший МКД». Последняя акция предназначалась только для председателей многоквартирных домов, боровшихся за сбор средств с жителей подконтрольных им подъездов. Те из них, кто получил максимальный результат, были отмечены денежными призами.
Автор: Елена Карал
Комментарии