20 июня в пресс-центре "Комсомольской правды - НН" состоялась первая пресс-конференция нового главного архитектора Нижегородской области Сергея Попова.
В рамках встречи с журналистами, он порассуждал о настоящем и будущем нижегородской архитектуры, выразил свою позицию по ряду спорных вопросов и объяснил роль архитектора-чиновника.
Ждут ли Нижний Новгород и область "революционные" изменения?
Сергей Попов: Говорить о революционных преобразованиях в условиях отсутствия революционной ситуации в целом по стране не приходится. Строительство города – достаточно медленный процесс, который априори не проходит плавно. Но с течением времени, все приходит к каким–то рамкам: законодательным или организационным.
Задача чиновника – архитектора как раз заключается в том, чтобы обеспечить наиболее оптимальные коммуникации между властью, инвесторами и профессионалами. Важно помогать власти принимать правильные решения, влиять на инвестора при помощи власти, чтобы он оставался в рамках и создавать архитекторам нормальные условия для работы.
Считаете ли Вы допустимым, что город или область будет выкупать какие–то объекты и сносить их, чтобы расширять дороги?
Сергей Попов: Начну издалека. Существует некий градостроительный процесс, связанный с переходом из одной формации в другую. Ни для кого не секрет, что наш город только выходит из стадии развития, когда вся инвестиционная деятельность устремляется в его центр.
Со временем инвесторы понимают, что жить в центре города уже не комфортно, и они переезжают в спальные районы или частный сектор, а с ними уходят предприятия, которые выполняли функции их обслуживания: торговля, бытовые услуги. В этот момент и происходит отток от центра.
В Европе этот процесс уже дошел до следующей стадии: начинается снос ранее построенных жилых домов и бизнес-центров, на месте которых разбиваются парки, появляются общественные зоны.
Новая редакция Генплан города ориентирована на создание городских подцентров, в которые будут переноситься функции, не свойственные историческому центру Нижнего Новгорода.
Будет ли продолжаться точечная застройка, принятая при архитекторе Викторе Харитонове?
Сергей Попов: С момента вступления в действие градостроительного кодекса в 2005 году, вопрос о точечной застройке не должен стоять в правовом поле. Так как любое строительство должно быть связано с проектом планировки и межевания территории.
Сейчас мы можем говорить только об уплотнении, которое нужно рассматривать с точки зрения градостроительных норм, чтобы оно было целесообразно. Вопрос композиционного решения достаточно субъективный. Вообще, работа архитектора в России стала достаточно сложной, потому что все граждане знают, как играть в футбол, управлять страной и как застраивать город.
Можно ли уточнить, случай строительства дома на пересечении улиц Ковалихинская - Фрунзе это точечная застройка или уплотнение?
Сергей Попов: На сколько мен известно, у застройщика есть проект планировки и межевания, поэтому нельзя отнести этот случай к точечной застройке. С точки зрения градостроительного кодекса строительство будет осуществляться в соответствии с законом.
Озвучьте Ваше отношение к предстоящей застройке Борской Поймы, если это уже окончательное решение?
Сергей Попов: Я эту позицию высказывал на градостроительном совете. Застройка противоположного берега Волги возможна, но она не должна перекрывать линию горизонта, наблюдаемую с Верхневолжской набережной, и должна быть достаточно маленькой – точечной.
Сейчас разрабатывается идея возведения на этом месте здания постоянно действующего международного выставочного центра "Борская Пойма – Экспо".
Также хочу отметить, что даже без подъема уровня воды в Чебоксарской ГЭС любое строительство здесь требует подсыпки 8-ми метров грунта, для того, чтобы избежать какого-то гарантированного затопления.
За последнее время очень сильно изменился облик города. На Ваш взгляд, какие здания гармонично вписываются в среду, а какие выбиваются из нее?
Сергей Попов: Как участник градостроительных советов последних лет, могу сказать, что все проекты, которые планировались для реализации в центре города рассматривались вместе с композиционным планом того или иного квартала, то есть мы требовали план перспективного развития территории. Поэтому судить об облике города ,когда он еще не завершен – нельзя.
Вам кажется органичным здание БЦ "Лобачевский плаза", который мавзолеем возвышается над купеческими особняками?
Сергей Попов: Проект архитектурного развития Октябрьского бульвара был разработан еще в 70-х годах прошлого века, когда на нем наставили "советских сундуков": это здания 5-ой больницы и Сбербанка.
Сейчас существует объемно-планировочное решение по всему Октябрьскому бульвару, где указано все, вплоть до транспортной развязки. Например, под Покровкой будет прокол с тоннелем, который пройдет под Варваркой и дальше на Ковалихинскую. В данный проект "Лобачевский Плаза" вписывается именно своими параметрами.
Где, на Ваш взгляд, целесообразнее построить стадион к ЧМ-2018?
Сергей Попов: Я выступаю за строительство стадиона на Комсомольской площади, так как эта зона лучше всего вписывается в идею создания городских подцентров.
Существует проект реконструкции набережной Марата. Планируется насытить эту территорию определенными функциями, в основном: гостиничными, ресторанными, развлекательными. Эта набережная связала бы фанатскую зону, которая будет на площади Ленина со стадионом и тренировочной площадкой - Локомотивом. Кроме того, здесь уже есть прямая связь с аэропортом, ж/д вокзалом.
Перед разработкой проекта стадиона на Комсомольской площади остается изучить два основных вопроса: насколько стадиону будет не тесно в таких границах и удастся ли полюбовно разойтись с правообладателями этих земель.
Строительство стадиона на Гребном канале противоречит Генплану, основная задача которого перенести из исторического центра все деловые и общественные функции. Потом, возведение объекта здесь будет в два раза дороже, чем на Комсомольской площади".
Что касается Ольгино, сооружение мы строим не на один раз, оно должно функционировать в дальнейшем, как минимум, обрастать детскими спортивными школами. Поэтому выносить его за пределы города не эффективно. Кроме того, ФИФА возможно не захочет видеть стадион там.
Устраивает ли Вас ситуация с наружной рекламой?
Сергей Попов: Считаю, что у нас совершенная вакханалия в этом вопросе. Мне, будучи проектировщиком, приходилось постоянно бороться с этим идиотизмом. Объясню: работаешь над зданием в течение нескольких лет, а потом тебе на согласование приносят проект рекламы, которая закрывает его фасад. Невольно задаешься вопросом: "Зачем тогда я работал: сделали бы кирпичную стену и повесили бы на ней эту "простыню".
Если мы боремся за сохранение исторической ценности Нижнего Новгорода нужно последовать, например, примеру Рима. Там существуют строгие требования к наружной рекламе: вывески могут быть выполнены только в виде светодиодных трубок зеленого и розового цвета не более 1,5 метров длиной.
Как будет развиваться строительство гостиничного сектора Нижнего Новгорода?
Сергей Попов: Гостиницы сейчас будут строить в Нижнем Новгороде повсеместно. Правительство поставило перед собой задачу привлечь к развитию отельного бизнеса как можно больше инвесторов. Для того, чтобы обеспечить номерами всех гостей города к ЧМ-2018.
Уже началось возведение гостиницы "M Gallery" на Театральной площади, есть планы по реконструкции гостиницы "Волжский откос".Также в Нижнем Новгороде появится ряд небольших отелей, в том числе на набережной Марата. Первое здание там уже проектирует "Рус-отель".
Расскажите немного о планах на развитие Нижегородской области?
Сергей Попов: До 1 января 2013 года по каждому поселению в области должны быть разработаны территориальные и генпланы. В противном случае Градостроительный кодекс запретит любые виды работ на территории поселения. По словам архитектора, работа уже идем полным ходом, ее контролирует региональная власть.
Если же говорить о стратегическом развитии Нижегородской области: для того, чтобы ее развивать область нужно проработать транспортную инфраструктуру. Сейчас внимание уделено двум основным планировочным осям: Муром - Арзамас с выходом на Саранск и, со строительством моста в Подновье, Арзамас – Котлас. Также будет создано областное транспортное кольцо с юга на север.
Кроме того, начнется строительство дорог и мостов в Павлово, Лысково, и в Подновье. Продолжится работа по направлению Балахна – Чкаловск, куда уже готов объезд в обход Заволжья.
Развитие логистики в Нижегородской области поможет привлечь инвесторов и крупные производства на территорию региона.
Комментарии