Рукавишниковы — одна из самых влиятельных семей Нижнего Новгорода второй половины XIX и начала XX века. Купцы, банкиры, владельцы «заводов, газет, пароходов», меценаты, они во многом определили облик исторического центра города и вписали себя в историю Нижнего. Представители династии прославились тем, что, имея огромные богатства, отличались большой щедростью. А еще — страстью к красоте и роскоши, что ярко отражено в архитектуре зданий, построенных по их заказу.
Архитектурное наследие Рукавишниковых — это не только знаменитый музей-усадьба на Верхне-Волжской набережной. С ними связаны и другие знаковые для города здания.
В год 800-летия Нижнего Новгорода не будет лишним вспомнить, кто же они такие — нижегородские Рукавишниковы, — и за что нижегородцы могут сказать им спасибо?
Из крестьян в миллионеры
Основателем нижегородской купеческой династии Рукавишниковых был Григорий Михайлович Рукавишников 1788 года рождения. Происхождения он был крестьянского, а в Нижний Новгород из Семеновского уезда приехал после переноса туда Макарьевской ярмарки — в 1817 году. Сразу же купив три лавки, через несколько лет он владел уже шестью.
В 1822 году, будучи купцом третьей гильдии, Григорий Михайлович получил место для постройки стального завода в Канавине. Построив, начал успешно торговать железом, а в 30-х годах XIX столетия приобрел «при выходе древнего вала Малого острога к Откосу» участок земли и выстроил там двухэтажный дом с мезонином. Жену его звали Екатерина Яковлевна, церковные книги говорят о наличии восьми детей.
Главным наследником «бизнеса» Григория Рукавишникова стал его сын Михаил, второй по счету ребенок. Ему достался предпринимательский талант отца, и он рано взял дела в свои руки. Сам Григорий Михайлович прожил долгую жизнь и умер, когда ему было далеко за 80. Кстати, в один год с Михаилом и немного позже своего первенца Апполинария.
Михаил Григорьевич приумножил унаследованные богатства и стал одним из самых влиятельных купцов Нижнего Новгорода, если не самым. Он родился в 1811 году и был одинаково успешен как промышленник (стал монополистом на рынке железа), торговец и, как бы сейчас сказали, инвестор. Михаила Рукавишников считали главным кредитором Поволжья: брать деньги под проценты к нему приходили чуть ли не большинство местных торговцев.
При этом Рукавишников вел активную общественную жизнь — был членом мануфактурного комитета, почетным гражданином города, входил в губернский попечительный комитет о тюрьмах и не только. И, конечно, жертвовал большие суммы на благотворительность.
Кроме того, Михаил Григорьевич был отцом девятерых детей, пятеро из которых оставили свой след в истории Нижнего Новгорода. Главным хранителем семейных традиций был Иван Михайлович Рукавишников, четвертый сын. Состояния, которое отец разделил между детьми, хватило для безбедного существования и их, и следующего поколения семьи.
Среди потомков крестьянина Григория Рукавишникова — меценаты, коллекционеры, общественные деятели, известные художники и не только. Иван Сергеевич Рукавишников, внук Михаила Рукавишникова, написал роман «Проклятый род», где рассказал о трех поколениях своей семьи. Родоначальник ветви Григорий Михайлович в нем не фигурирует, а Михаил Григорьевич фигурирует как «железный старик». Роман был встречен критиками прохладно, в советское время практически не издавался, но сегодня его снова можно найти в книжных магазинах.
Архитектурное наследие Рукавишниковых
«И будет дом-дворец…»
«И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И зал в два света. И лестница — мрамор, какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион» — именно так Иван Рукавишников описывал в романе «Проклятый род» задумку своего отца.
Роскошный особняк на Верхневолжской набережной построил Сергей Михайлович Рукавишников, один из семи сыновей Михаила Григорьевича. Он не питал особого интереса к предпринимательству, но имел достаточно средств на реализацию своих масштабных фантазий. Ему в наследство досталось 2 миллиона — невероятные по тем временам деньги.
В 1868 году Михаил Григорьевич за 4 тысячи рублей купил двухэтажный дом на набережной, принадлежавший купцу третьей гильдии Везломцеву. После смерти «железного старика» Сергей Михайлович взялся за масштабную перестройку здания — он хотел, чтобы получился не просто богатый особняк, а настоящий палаццо. Процесс строительства завершился в 1880 году, и усадьба действительно получилась впечатляющей. В качестве архитектурного стиля была выбрана эклектика, что точно соответствовало вкусу богатых купцов тех лет — собрать всё самое роскошное вместе.
Усадьба Рукавишниковых — это лепнина, золото, мрамор, расписные потолки, огромный бальный зал, грандиозная парадная лестница, отдельные лестницы для прислуги, мебель из лучших пород дерева, люстры гигантских размеров. В главном доме усадьбы — 50 комнат, в комплекс также входят флигель, служебный корпус, конюшенный корпус и кирпичная ограда с воротами.
Автор романа «Проклятый род» Иван Рукавишников вырос в доме-дворце. В 1918 году, после национализации, он вместе с братом Митрофаном организовал в особняке музей, однако вскоре их обоих оттуда выселили. Весь советский период усадьба Рукавишниковых существовала в форме музея. Последняя масштабная реставрация завершилась здесь в 2010 году, а к 800-летию Нижнего Новгорода был обновлен фасад и некоторые элементы внутреннего убранства памятника архитектуры.
Усадьба Подвязье
Усадьба в селе Подвязье (Богородский район) в XVIII веке была построена столбовыми дворянами Приклонскими. В 1879 году её выкупил Сергей Михайлович Рукавишников — тот самый, который построил знаменитый дворец в Нижнем Новгороде. Сделать это получилось не сразу: последняя из рода Приклонских, Прасковья Андреевна, не хотела отдавать поместье в руки потомку крепостных, но вскоре она умерла, и на сделку согласилась её дочь.
С 1879 до 1918 год усадьба находилась в руках Рукавишниковых. Сергей Михайлович много вложил в поместье — перестроил почти все здания, построил кузнецу, конюшню, оранжереи, где выращивали теплолюбивые фрукты, а также серьезно поработал над инженерным оснащением. Например, систему водоснабжения с мощными насосами доставили из Франции.
Красивая усадьбы с процветающим хозяйством была любимым детищем Сергея Рукавишникова, и он, к своему счастью, не дожил несколько лет до Октябрьской революции, после которой Подвязье национализировали. Последним наследником значился Митрофан Сергеевич Рукавишников, известный скульптор, брат автора романа «Проклятый род». Он выкупил доли у других наследников.
После революции усадьбу отдали под квартиры колхозникам, потом там была база отдыха. Сейчас Подвязье заброшено и разграблено, но былое величье отлично просматривается до сих пор. Сохранились почти все постройки, а Воскресенскую церковь усадьбы передали РПЦ, которая занялась её восстановлением. В подвали, кстати, Сергей Рукавишников замуровал семейный склеп дворян Приклонских.
Дом Бурмистровой
В доме Варвары Бурмистровой сейчас располагается Литературный музей им. А. М. Горького — точнее, в данный момент там идет большая реставрация. Его история начинается в 1860-х годах XIX века, первым владельцем был купец Отто Альбертович фон Мерценфельд. Тогда здание выглядел совершенно иначе, а свой нынешний вид приобрело после 1879 года, когда его купила Варвара Михайловна Бурмистрова. Она вложила в перестройку собственные деньги из приданого, поэтому, видимо, имя супруга в названии не фигурирует.
Девичья фамилия этой женщины — Рукавишникова, она была дочерью «железного старика» Михаил Григорьевича. Бурмистрова поселилась на улице Жуковской (теперь — Минина), чтобы жить поближе к брату Сергею Михайловичу, построившему «дворец» на набережной.
Иван Рукавишников в своем романе описывает этот дом как небольшой, но изящный, словно «королевская игрушка». Внутри он был отделан кедром, орехом, гобеленами и бронзой, всюду стояли роскошные вазы, полные цветов — при доме построили стеклянные оранжереи, так как у супруга Варвары Михайловны было успешное цветочное дело. Также при особняке разбили прекрасный сад, где росли в том числе экзотические деревья.
Бурмистрова была светской дамой и благотворительницей: содержала детскую больницу, опекала Дом трудолюбия, брала под патронаж воспитанниц Мариинского института благородных девиц, ведь своих детей у нее не было. Еще Варвара Михайловна купила землю под городское кладбище, обнесла её оградой и построила служебные здания.
Жизнь богатой наследницы закончилась печально: после Октябрьской революции особняк перешел в собственность государства, но ей разрешили остаться в одной из комнат. В 1930 году Бурмистровой дали новое жилье и потребовали освободить дом. К тому моменту она была глубоко пожилой женщиной и вскоре скончалась.
С 1934 году в «Доме Бурмистровой» работает Литературный музей имени Горького.
Дом трудолюбия
Здание из красного кирпича на Варварке, известное как «Нижполиграф», изначально было Домом трудолюбия. Его в начале прошлого века построили дети «железного старика» в память о родителях. Он так и назывался — Дом трудолюбия имени Михаила и Любови Рукавишниковых, это было написано на фасаде.
Здание было построено в стиле рациональный модерн, изначально в нем было только два наземных этажа и один полуподвальный — еще два достроили уже в советское время.
В Доме трудолюбия нищие могли получить ночлег, двухразовое питание и небольшую плату, а взамен они выполняли физическую работу — щипали паклю и чесали мочало. Построив здание, Рукавишниковы продолжали помогать Дому трудолюбия финансово.
Во время Первой мировой войны в здании разместился госпиталь для военнопленных, а после Октябрьской революции в здании начала работать типография.
Комплекс банка Рукавишниковых
В него входят здание банка, фасад которого выходит на улицу Рождественскую, и здание промышленного корпуса, выходящее «лицом» на Нижне-Волжскую набережную. Последнее известно большинству как фабрика «Маяк».
Строительство инициировал Сергей Михайлович Рукавишников, проект разработал известный архитектор Федор Шехтель. Здание банка на Рождественской в стиле рационального модерна, промышленный комплекс на набережной — в стиле неоготики.
Вскоре после того, как комплекс был построен, скончался Сергей Михайлович и грянула Первая мировая война. В промышленном корпусе открылась мастерская, где шили одежду для армии. После Октябрьской революции в красивом готическом здании с башенками начала работать швейная фабрика, которая в 1964 году стала называться «Маяк». Производство закрылось в 2015 году, и сейчас здание пустует. К 800-летию Нижнего Новгорода были укреплены стены, отреставрирован фасад и частично внутренние помещения.
В здании банка на Рождественской сейчас базируются Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей, офис государственного природного биосферного заповедника «Керженский», бар и детский клуб.
Доходный дом Узатис — Рукавишникова
Здание на Большой Покровской, в котором сейчас работает кукольный театр, изначально принадлежало руководителю сормовского пароходного завода Алексею Узатису. Его купил Иван Михайлович Рукавишников, один из сыновей «железного старика», который собрался жениться на дворянке и хотел подчеркнуть свой статус особняком в центре города. На рубеже веков он сдавал его в аренду Нижегородскому общественному собранию.
Постройка дома датируется 1865 годом, Рукавишникову он принадлежал до самой его смерти в 1906 году, а потом наследники его продали. В 1917 году именно в здании Общественного собрания была провозглашена советская власть. В дальнейшем особняк был «домом» для городской филармонии, а в 1979 году после капитальной реконструкции в нем открылся Горьковский театр кукол.
Потомки Рукавишниковых
Некоторые потомки сказочно богатых нижегородских купцов успешны и сейчас. Один из внуков «железного старика», Митрофан, предпочел бизнесу искусство — еще до революции стал скульптором. После установления советской власти он не покинул Россию и вполне успешно работал в Москве.
Сын Митрофана Рукавишникова Иулиан стал Народным художником СССР. Он является автором памятников Чехову и Курчатову в Таганроге и Москве, горельефа на храме Христа Спасителя, мемориала освободителям Ростова-на-Дону от фашистов.
Внук Митрофана Рукавишникова Александр заведует кафедрой скульптуры МГХИ имени В. И. Сурикова. Он создал памятник Высоцкому на Ваганьковском кладбище, а также памятники Юрию Никулину (возле цирка Никулина), Федору Достоевскому (возле РГБ), Льву Яшину, Александру II, Михаилу Шолохову, Муслиму Магомаеву и многим другим знаменитым людям.
Александр Рукавишников иногда бывает в Нижнем Новгороде и трепетно к нему относится — часто подчеркивает, что именно здесь его корни. Во время одного из своих визитов скульптор признался: ставить памятник своим родственникам считает нескромным, но вот памятник нижегородскому купечеству он бы создал. А еще Рукавишников хотел бы снять фильм в полуразрушенной усадьбе Подвязье, последним владельцем которой был его дед.
Сын Александр Филипп — тоже скульптор. Вместе с отцом они создали памятник Набокову в Швейцарии.
Сегодня уже можно смело говорить, что на смену купеческой династии Рукавишниковых пришла династия скульпторов.
Фото и видео: Наталия Атьянова / ДОМОСТРОЙРФ.РУ
Комментарии