За последние два года себестоимость строительства существенно увеличилась. В первую очередь такая ситуация обусловлена ростом цен на топливо, оборудование и технику — как импортного, так и отечественного производства. Это ведет к удорожанию конечного продукта. О том, как застройщикам удается сохранять свое положение на рынке и находить оптимальное решение в ситуации роста цен на стройматериалы, порталу Domostroynn.ru рассказала заместитель директора по маркетингу и продажам агентства недвижимости «ДОМ.НН.РУ» Светлана Рыжова.
Строительная отрасль, как лакмусовая бумажка, весьма чувствительна к любым экономическим изменениям. Кроме того, цены на строительные материалы подвержены сезонным скачкам.
В последние два года наблюдается тенденция постоянного динамичного увеличения цен на стройматериалы, связанная с подорожанием топлива, транспортных услуг, вызванная колебанием курса валют, что неизбежно приводит к увеличению затрат застройщиков и в конечном итоге к росту себестоимости строительства.
Так, например, подорожала арматура. С сентября 2015 года по январь 2016 года цена этого стройматериала снизилась почти на 30% — с 32 тыс.руб./т. до 22 тыс.руб./т. Но в апреле 2016 года цены резко подскочили — до 40 тыс.руб./т. То есть с сентября 2015 года стоимость арматуры увеличилась на 25%! В первом же квартале 2016 года, с января по апрель, цена дополнительно выросла более чем на 80%. В июне 2016 года снова ожидается небольшое снижение до 34–37 тыс.руб./т.
Увеличилась и стоимость бетона М300. По словам экспертов, менее чем за год его цена в среднем по Нижнему Новгороду выросла на 7–15%. Только с декабря 2015 года по март 2016 года цены на этот материал увеличились с 4000 руб/куб.м, до 4500 руб/куб.м — на 12,5%.
Цена на силикатный кирпич с осени 2015 года по март 2016 года снизилась на 36%, а к маю 2016 года возросла на 10%. Такие скачки подтверждают сезонную зависимость изменения цен на некоторые строительные материалы.
Рост цен на такие материалы как песок, щебень, цемент за два последних года оказался несущественным и в среднем составил 2–5%. В данном случае можно сказать, что стоимость инертных материалов не слишком отличается от докризисных показателей.
Импортные материалы и комплектующие поднялись в цене более чем в 2–2,5 раза по причине роста курса доллара и падения рубля.
Многие застройщики пытаются решить проблему заменой дорогих материалов на аналогичные, более дешевые, без ухудшения качества продукции. Сейчас при строительстве объектов используется порядка 10–20% импортной продукции. По возможности застройщики переходят с импортных материалов и комплектующих на аналогичные отечественные. Полностью заменить импортную продукцию выпускаемой в России, к сожалению, пока не удается: некоторые используемые в строительстве материалы и комплектующие в нашей стране либо вообще не производятся, либо не соответствуют нормам по качеству и техническим характеристикам.
Что же сдерживает падение продаж на рынке новостроек?
Прежде всего программа госсубсидирования, к которой прибегает порядка 80% клиентов застройщиков. В результате строительные компании имеют возможность реализовать свои проекты в соответствие с 214-ФЗ, привлекая средства дольщиков. По словам экспертов, основная доля сделок на рынке новостроек в данный момент совершается в потребительских целях, а не в инвестиционных.
Самым надежным способом сохранить положение на рынке для застройщика сегодня является вложение собственных средств. Но далеко не у всех они есть. Еще одним из вариантов является проектное финансирование. Но при минимальной процентной ставке в 20%, которую предоставляют банковские учреждения, не каждый застройщик пойдет на такой шаг.
Эти и многие другие факторы приводят к неизбежному снижению объемов строительства. Некоторые застройщики заняли выжидательную позицию и не рискуют выводить на рынок новые проекты, пока экономическая обстановка не станет более благоприятной.
Комментарии