Развитие Нижнего Новгорода: мнение эксперта

Мнение эксперта
736
0

В последнее время тема развития города – стала чуть ли не главной в новостных лентах: строительство метро, стадиона и нового оперного театра, реконструкция памятников культуры, создание новых жилых микрорайонов – это лишь малая толика в огромном массиве информации. Город меняется буквально на глазах, а перспективы, озвученные, например, главой города, и вовсе – потрясают воображение.

Обсудить развитие нашего города мы пригласили Александра Иванова, к.э.н, доцента кафедры ЮНЕСКО и кафедры природопользования ННГАСУ.

Как вы относитесь к предложению городских властей перенести часть функций делового центра в Заречную часть?

Это предложение заслуживает всяческой поддержки, но, на мой взгляд, необходимо смотреть шире. Настало время приступить к формированию не просто делового центра, а полноценной зоны центральных функций Нижегородской агломерации. Бизнес-центры, увы, не стали локомотивом, развивающим город. Большинству жителей нет до них никакого дела, потому что в результате деятельности бизнес-центров пока создано не очень много инновационных рабочих мест.

Более широкий взгляд на центральные функции агломерации предполагает, что в зону центральных функций, кроме административного центра, должны входить также общегородские центры транспорта, стадионы и дворцы спорта, финансовый центр, наиболее крупные зоны торговли и центральных услуг, объекты культуры, развлечений и гостеприимства. Это может быть достаточно крупная территория площадью не менее 50 квадратных километров, расположенная как на правом, так и на левом берегах Оки. Подобно полушариям головного мозга, Нагорная, правая часть в большей степени должна ориентироваться на властные, финансовые,  образовательные и культурные функции. Заречная часть -  это транспортный и торговый центр, не забывший о прошлом статусе кармана России, но энергично развивающий инновационные направления в прикладных исследованиях, бизнесе, услугах, активном и пассивном отдыхе. Наиболее динамично развивающаяся часть центра должна быть в Заречье, где живет 71% населения, где имеются две наиболее развитых зоны мобильности.

Зоны мобильности – это территории, обеспеченные дорогами и самое главное – полноценным общественным транспортом, включая метро, трамвай и автобусы. На сегодня в Нижнем всего две таких зоны: территория, прилегающая к Московскому вокзалу и зона, прилегающая к географическому центру Нижнего Новгорода, расположенному возле Комсомольской площади. Каждая из этих зон мобильности обеспечивает транспортные потоки  около 50 тысяч автомобилей в час, а пассажиропоток общественного транспорта в каждом из узлов превышает 100 тысяч пассажиров в час.

Какие шаги должен предпринять город, чтобы воплотить эти планы в жизнь, и сколько времени на это потребуется?

Правовым инструментом развития должны стать правила землепользования и застройки города, в которых зона центральных функций должна быть существенно расширена. Придание центральных функций территории, обладающей, с одной стороны, развитой транспортной инфраструктурой, а, с другой - содержащей множество пустырей, трущоб и малоэтажных неказистых домиков, позволит при умеренных бюджетных затратах приступить к развитию значительной территории, прилегающей к Комсомольской площади и левому берегу Оки от Метромоста до Мызинского моста. Развитие окраин или исторического центра сопряжено с гораздо большими бюджетными затратами на строительство или расширение дорог, водопроводов, канализации и инженерной защиты. Кроме того оно ведет к утрате исторических и  природных объектов.

Темпы очень сильно зависят от того, насколько быстро все мы приведем свои мозги в порядок. Мэр бразильского города Куритиба решил транспортные проблемы полуторамиллионного города за полгода при нулевых затратах бюджета.

Как вы думаете, стоит ли городским властям на собственном примере продемонстрировать переезд в нижнюю часть города?

Верховная власть в лице полпреда и губернатора, на мой взгляд, должна оставаться в Кремле. Что касается городской власти, то она сама должна решить, улучшится ли ее имидж, если она переместится в Заречную часть, где больше нерешенных проблем и ниже уровень доходов населения, или ей комфортнее общаться с народом из Кремля.

Думается, что власть, приверженная современным инновационным подходам в энергосбережении и в обслуживании населения, комфортнее себя чувствовала бы в современных энергосберегающих хайтековских зданиях, расположенных в зоне географического центра, на поездку куда из большинства районов города в среднем затрачивалось бы значительно меньше времени. Красиво смотрелось бы здание городской администрации на пойменном Окском берегу. В этом здании уровень пола первого этажа совпадал бы с уровнем тротуара, чтобы пожилые люди и инвалиды легко могли войти и выйти из такого здания. Здание же "кремлевского самолета", выполненное в конструктивистском стиле, просится на поруки Центру современного искусства.

Как перенос делового центра повлияет на загруженность дорог?

Пробки существенно сократятся, потому что они зависят не только от количества автомобилей в городе, но и от времени в пути. Если ехать придется из Автозаводского района до бульвара Заречного вместо Кремля, автомобиль на дороге будет находиться вдвое меньше времени. Это все равно, что вдвое уменьшить число автомобилей. При продуманном развитии общественного транспорта и установлении платы за использование для парковки дорог, тротуаров и других общественно значимых земель, от пробок можно полностью избавиться, потому что автомобилей в Нижнем в разы меньше, чем в Мюнхене или Милане.

Перенос центральных функций в заречную часть города позволит уравнять встречные потоки по мостам и сделать их использование наиболее эффективным.

Олег Сорокин ранее заявлял, что желающим вести бизнес в верхней части города будет предоставлена земля под строительство бизнес-объектов на площади Сенной. Как вы оцениваете эту территорию с точки зрения создания делового центра? Пойдет ли бизнес за реку, при наличии такой альтернативы в верхней части города?

Я с пониманием отношусь к стремлению городских властей придать территории возле Сенной площади респектабельный вид. Это одно из интересных и ценных в градостроительном плане мест города. Однако при выборе видов деятельности создаваемых там деловых центров необходимо исходить из того, что имеющиеся транспортные потоки являются избыточными, а связанные с транспортом риски для здоровья  - высокими.  Поэтому я предложил бы развивать эту зону как среднеэтажную с высокой долей озеленения. Такие решения могут себе позволить респектабельные инвестиционно-финансовые или топливно-энергетические компании.

Вплоть до нулевых годов среднеэтажная застройка ул. Минина, Фрунзе, Трудовой оставляла шанс разумного развития всей зоны. Однако архитектурные решения нового времени, такие как две башни выше мечети – это оскорбление чувств мусульман, живущих возле Сенной площади не одно столетие. Да и остальным нижегородцам это не добавляет комфорта и безопасности: никто не думает о возможных оползнях, шуме и канцерогенных рисках, связанных с выбросами от автотранспорта. По моим расчетам, на ул. Б. Печерской концентрации канцерогенов от автотранспорта одна из самых высоких в городе.

В рамках борьбы с точечной застройкой, власти делают ставку на комплексное освоение территорий. Один из крупных проектов – микрорайон на ул.Малоэтажной. Как повлияет реализация этого проекта на развитие города в целом?

Мне кажется, зреет очень простое решение: отказаться от проекта, который станет перманентной головной болью для жителей и властей.  В городе, где 45 % рабочих мест будет располагаться в так называемом Центральном районе, расположенном на северной окраине города, по проекту "Евростроя" предполагается построить микрорайон на сто 17- и 25-этажных домов на южной окраине города.

В настоящее время эта окраина соединена с центром района одной-единственной   двухполосной дорогой. Чтобы вывезти за три часа экономически активное население микрорайона в центр Автозаводского района и далее, необходима, по крайней мере, еще одна дорога и общественный транспорт, обеспечивающий пассажиропоток не менее 5000 пассажиров в час. Ошибочно думать, что достаточно просто расширить ул. Ореховскую, так  как она сама упирается в улицы,  которые близки к предельной загрузке. Сегодня пробка в Автозаводском районе начинается от Комсомольской проходной. Будет – от Ореховской, вот и все дела. 

Но самое главное – это ухудшение качества жизни людей из ветхого фонда, привыкших жить пусть и в не очень комфортном жилье, но недалеко от центра Автозаводского района. Чем они провинились, что их отправляют на выселки? Разве они не заслужили того, чтобы стать ближе к центру, чтобы пользоваться преимуществами большого города и самим участвовать в развитии этих преимуществ? Идея "веерного расселения" устарела лет на 50. Она несовместима с концепцией компактного развития, которой придерживаются тысячи успешных городов в мире.  Кроме очевидного плюса, веерное расселение содержит много минусов, замедляющих развитие города и снижающих прибыльность бизнеса в зоне центральных функций, не говоря уже о морально-этических издержках. К сложившейся десятилетиями жизни расселяемых из центральных зон жителей хотелось бы видеть более доброе и бережное отношение.

В таком случае, какие территории лучше застраивать в Нижнем Новгороде?

В качестве альтернативы предлагаю реконструировать прилегающую к Оке территорию Ленинского района между Мызинским мостом и устьем Борзовки от ул. Успенского и Профинтерна до Оки. Эта зона уже частично обеспечена социальной и транспортной инфраструктурой. Здесь можно создать своеобразный "нижегородский сэндвич": зеленая прибрежная полоса, набережная, застроенная респектабельными бизнес - центрами, гостиницами, административными зданиями, далее – зона с преимущественно жилой и социально значимой застройкой, обеспеченная дублером проспекта Ленина и линией скоростного трамвая – вместо 3 и 21 трамваев. В этом случае решение будет действительно комплексным, потому что жилье будет построено рядом с рабочими местами и с современным общественным транспортом. Заметьте,  рядом с географическим центром города.

Сегодня в развитии транспортной инфраструктуры город большую роль отводит метрополитену. В обозримом будущем станция метро должна появиться на площади Сенной. Вы неоднократно высказывали точку зрения, что метро не решит транспортных проблем и развивать его в нашем городе нецелесообразно, так как оно не будет окупаться. Так ли это?

Востребованность метро возрастет после завершения строительства станции Горьковской и, по моим оценкам, пассажиропоток увеличится на 30 %. Метро до Сенной может принести много пользы для сокращения транспортной нагрузки на историческую часть города. Однако общая протяженность в 15,8 км, как сегодня, и даже в 25 км, если довести метро до пл. Свободы и Мещерского озера, для города площадью 466 квадратных километров смехотворно мала. В зоне расположения станций окажется менее 20 %  мест проживания.

Низкая плотность населения и малая его численность в Нижнем Новгороде обрекают метро на ярко выраженную убыточность: чем больше протяженность, тем больше убытки. В России только эксплуатация Московского метрополитена не является обузой городского бюджета. Что касается протяженности, то в Мюнхене, площадь которого составляет 310 квадратных километров, длина линий метро составляет 100 км, скоростного трамвая – 71  км и автобуса – 464. В последние годы развитие метро в Мюнхене прекращено. Скоростной трамвай, наоборот, бурно развивается, потому что он комфортнее, быстрее (если учесть легкость посадки и высадки) и многократно дешевле. Что касается метро, в Нижнем Новгороде разумно, кроме Нагорного участка, завершить сооружение Сормовской ветки до Мещерского озера, где наиболее высокая плотность населения, а периферийные участки вывести на поверхность и создать пересадочные терминалы, где пассажиры смогут пересесть в скоростной трамвай или пригородный электропоезд. И на этом закапывание денег можно будет прекратить, сделав основной упор на объединение имеющихся видов транспорта в единую систему с приоритетом развития скоростного трамвая и гибридных автобусов по выделенной полосе.

В каких городах России уже оценили преимущества скоростного трамвая?

Среди городов, сохранивших трамвай и закупающих современные вагоны, можно выделить Волгоград, Екатеринбург и Пермь. Великолепный скоростной трамвай, движущийся в центральной части города под землей, работает в Волгограде. Перспективно использование бесконтактного трамвая, испытываемого сейчас в Екатеринбурге. Протяженность линий трамвая в Нижнем Новгороде - 76,5 км -  вполне на уровне Мюнхена. Удручает только отношение к этому ценнейшему общегородскому ресурсу.

Современный опыт городов Европы и США впечатляет: в Мюнхене благодаря развитию скоростного трамвая многие владельцы автомобилей с удовольствием пересели в трамвай, потому что общественный транспорт позволяет доехать до нужного места внутри города быстрее, безопаснее и не менее комфортно, чем на автомобиле.

Вы думаете можно заставить нижегородцев пересесть с личного авто на общественный транспорт?

Заставлять – опасно. Необходимо всем вместе посчитать деньги, связанные с тем, что владельцы автомобилей, оставляя их на общегородских дорогах и тротуарах, лишают большую часть жителей возможности ими пользоваться. А защитить трамвайные пути от выезда автомобилей необходимо как рублем, так и специальным ограждением. Если кто-то блокирует движение трамвая, страдают интересы тысяч людей. Разумная плата за общегородские ресурсы, используемые не по назначению, очень востребована. Тогда и желающих пользоваться трамваем прибавится, а крутых "ездунов" станет меньше.

Кроме того, власть должна вести себя последовательно.  Если сегодня мы строим станцию метро Горьковская и побуждаем нижегородцев пересесть из своего автомобиля в метро, то, расширяя ул. Горького до шести полос, мы привлекаем еще большее число автомобилистов в исторический центр. Такая, с позволения сказать, борьба с пробками подобна тушению пожара струей бензина.

Как вы оцениваете идею строительства стадиона к ЧМ-2018 по футболу на Стрелке? 

Я провел анализ мест расположения стадионов к чемпионату мира 2018 года с точки зрения Зеленых стандартов и пришел к выводу, что Стрелка является одним из лучших мест среди городов России. Зона, прилегающая к Московскому вокзалу, обеспечивает вывоз более 100 тысяч пассажиров и автомобилистов в час. Правда, не надо забывать, что использовать эту инфраструктуру для матчей  можно либо в поздние вечерние часы, либо в выходные дни. Единственное, в чем выбранная площадка нуждается – это сокращение пешего пути от стадиона до остановок. Например, проектируемый аэропоезд, направляющийся с болельщиками в аэропорт Стригино желательно отправлять не с Московского вокзала, а непосредственно от стадиона. Возможно, эта проблема может быть решена с помощью скоростного трамвая. Возможным вариантом является также трехуровневая организация потоков болельщиков: если их значительная часть покинет территорию на общественном транспорте  с надземного и подземного уровней, то меньше потенциальных вандалов окажется в районе собора Александра Невского. Уважение к чувствам верующих и защита их безопасности - это тоже важнейший вопрос при размещении стадиона.

Как вы считаете, что нужно изменить в нашем городе, чтобы он развивался в правильном направлении?

В последние десятилетия в мире появились десятки удобных для жизни и по-умному развивающихся городов. Опыт этих городов в первую очередь основан на новых знаниях, на новом отношении к человеку и его потребностям. Развитие города – это в первую очередь развитие его жителей.

Нужно каждому на своем месте делать свою работу, постоянно помня о том, что город – это все мы. Парадокс заключается в том, что Нижний – один из наиболее интеллектуальных городов России, но знания и опыт академических и отраслевых институтов и вузов слабо используются в интересах города. И если посмотреть, что полезного могу сделать я вместе со своими коллегами, то это - организация повышения квалификации управленцев и проведение обсуждений  проблем развития города. Тысяча грамотных креативных чиновников, экспертов и бизнесменов способны очень быстро преобразить наш славный город даже при очень скромном бюджете. Не сомневаюсь, что жители, уставшие от бессмысленных реформ и истосковавшиеся по разумным  и полезным делам, поддержат новый подход к развитию города.

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков