Возводится ли сегодня новостройка или целый квартал — они создаются для людей. Что же касается машин, то для их содержания придомовые территории приспособлены далеко не всегда. По данным исполнительного директора АН «Адрес» Сергея Петрова, сегодня в Нижнем Новгороде парковочными местами не обеспечена едва ли половина новостроек. Правда, будут ли они востребованы, во многом зависит от класса жилья и количества машин у собственников каждой квартиры.
Проблема с парковками является насущной практически для всех микрорайонов Нижнего Новгорода. Счастливое исключение пока составляет микрорайон «ЮГ»: благодаря грамотно распланированной территории здесь удалось создать резерв транспортных мест.
Во всех других микрорайонах, будь то квартальная или точечная застройка, вопрос автостоянки, как правило, источник головной боли. Когда они начинали застраиваться, требования были другими. Сейчас в Заречной части города по нормативам необходимо строить 70 парковочных мест на 100 квартир, а в Нагорной — по одному на каждую квартиру.
В интересах застройщика максимально использовать земельный участок под продаваемые площади и уменьшить количество квадратных метров, которые не принесут коммерческой прибыли. При этом на его плечи ложится масса расходов, которые не окупаются: выкуп земельного участка под строительство, подготовка условий на перекладку сетей, подключение к ним, благоустройство территории, установка спортивных городков, игровых площадок и т.д.
Внести все эти затраты в стоимость квадратных метров тяжело. Застройщик сталкивается с тем, что строительство дорожает, а цены на возводимое жилье не растут. Отсюда и нежелание строительных компаний вкладывать деньги в неокупаемые объекты.
Застройщики нашли выход...
Прежде чем утверждены градостроительный план и проект планировки-межевания территории проектная организация по заказу застройщика делает расчет: сколько мест в ближайших детских садах, школах, медучреждениях, торговых организациях и т.д. Учитываются и парковки — подземные, на придомовой территории, возле торговых и офисных центров, расположенных неподалеку. Если у торгового центра имеется большая площадка гостевого паркинга, то днем ей пользуются посетители, а вечером парковку могут занять автомобили жильцов этого микрорайона.
Теоретически каждое из этих парковочных мест застройщик вправе посчитать относящимся к «своему» микрорайону и на этом основании уменьшить количество придомовых парковок и уплотнить застройку, возведя еще один-два многоэтажных дома.
Какие парковки предпочитают застройщики?
На сегодняшний день от застройщиков требуют отдельно стоящих паркингов в новых микрорайонах. Поскольку наземное строительство дешевле, чем подземное (один подземный этаж по стоимости равняется двум-трем наземным), многоуровневый паркинг обходится гораздо дороже, чем парковка той же площади прямо на асфальте.
Кто-то продает машиноместа отдельно, кто-то включает их в стоимость многокомнатных квартир как подарок покупателю. В любом случае компании рассчитывают, что получат какие-то денежные средства от реализации этих парковочных мест после ввода жилья в эксплуатацию.
Паркинг в подарок — это не более чем маркетинговый ход. Расходы на паркинг закладывают в цену квадратного метра. Застройщик не может просто так подарить машиноместо, особенно, если речь идет о подземном паркинге. В расчетах учитывается общий бюджет строительства и делается акцент на популярных квартирах. Если хорошо раскупаются трехкомнатные, то их цену поднимают, добавив парковочное место, которое идет как бы в подарок.
Класс имеет значение!
Независимо от того, идет ли речь о доме эконом- или бизнес-класса, при нехватке парковочных мест, застройщик обязан сделать паркинг. В эконом-классе подземных парковок практически нет — вопрос в основном решается за счет прилегающей к дому территории. Благо жилые комплексы эконом-класса возводятся на достаточно обширных территориях.
Застройщики понимают, что «врываться в землю» слишком дорого, и ищут ругие варианты. Например, в ЖК «Аквамарин» собираются установить ограждение от дороги по периметру микрорайона, которое будет выполнять одновременно функции шумозащитного экрана и автостоянки. В ЖК «Цветы» подпорная стена, помимо основного своего назначения, является частью парковки: одна стена есть, остается сделать вторую и перекрытие — вот вам и паркинг.
В не до конца заселенном большом микрорайоне «Цветы» мест для парковки уже не хватает. В то же время там имеется порядка 30% нереализованных парковочных мест. Но в эконом- или комфорт-классах, потратив определенные суммы на покупку автомобиля, люди не готовы платить деньги за стоянку для него.
Приобретать парковочные места в домах эконом- и комфорт- класса, на которые приходится 60% всех продаж на первичном рынке, потребитель пока не готов. Это же касается квартир класса «компакт» (самые маленькие площади), непосредственно эконом-класса и жилья с улучшенной планировкой, на которые приходится сейчас основная доля продаж. Людям не всегда оказывается по карману парковочное место, и их продаваемость остается низкой.
По нормативам нельзя сначала построить микрорайон, а потом паркинг для него. Дом без достаточного количества парковочных мест просто не введут в эксплуатацию.
Застройщики ищут выходы. Например, когда один дом готов, площадку следующего засыпают щебенкой, превращая во временную автостоянку. Таким образом застройщики всеми силами стараются отодвинуть тот неприятный для них момент, когда без отдельного паркинга уже не обойтись.
Парковку необходимо содержать, а места на ней могут оказаться невостребованными. В результате возникает дилемма: с одной стороны, парковочных мест не хватает, а с другой — их не желают приобретать из-за высокой цены. Но в стоимость каждого квадратного метра закладываются те траты, которые невозможно восполнить иным способом.
Для бизнес- и премиум-классов
В домах бизнес- и премиум- классов без достаточного количества мест в подземном или надземном паркинге тяжело реализовывать квартиры. Тем более это касается точечной застройки, а также районов, где проблема с парковкой уже назрела. Большинство из тех, кто покупает дорогое жилье, не согласятся оставлять автомобиль у торгового центра в двух кварталах от дома.
Паркинг для жилья и бизнес- и премиум-классов желателен подземный. Еще лучше, если туда можно попасть прямо из лифта. Организовать наземную парковку для таких домов в большинстве случаев просто невозможно, поскольку они сосредоточены в центре города и наиболее оживленных частях районов с плотной застройкой.
Но даже если застройщик обеспечил в подземном паркинге количество машиномест на 100-120%, их все равно может не хватить. В премиум-классе у людей может быть две, три и более машины. Так что в Нижнем Новгороде легко по пальцам пересчитать дома, где в премиум-классе вопрос с парковками решен на 100%.
Кто платит?
Стоимость самого дешевого парковочного места равняется 250 тыс рублей. Самое дорогое (ЖК «Тринити») стоит 2,5 млн рублей. Цена обслуживания одного машиноместа в месяц составляет от 1 200 до 2 000 рублей. Если подземный паркинг заполнен наполовину, за обслуживание сотни площадок для автомобилей необходимо заплатить 100 тыс. рублей. Кто должен это делать — управляющая компания или застройщик (пока он не передал дом в управление)? Вопрос остается открытым...
Для строительной компании это дополнительные накладные расходы вместе с солидной платой за аренду земельного участка. Как следствие застройщики не стремятся тратить лишние деньги на улучшение благоустройства, отделки, общего внешнего вида и повышение удобства паркинга. Наоборот, он экономит на всем, на чем только можно.
Место, вроде бы, есть... но его сразу нет
Если жилой комплекс на данный момент считается обеспеченным необходимыми машиноместами, то через год-два он может перестать быть таковым. Например, в микрорайоне вокруг Мещерского озера десять лет назад парковочных мест хватало, а сейчас поставить автомобиль вообще негде. И никто не гарантирует, что микрорайон «ЮГ», обеспеченный с избытком парковочными местами сегодня, в будущем не столкнется с той же проблемой.
Иногда застройщик решает проблему вместе с покупателем. Кто-то сдает свое парковочное место в аренду с правом выкупа, другие приобретают его в рассрочку и пользуются, внося ежемесячные платежи. Еще один выход — ипотека, но ее можно взять только если паркинг выделен в самостоятельный объект.
Риэлторы рекомендуют приобретать квартиру вместе с парковочным местом, даже если поначалу это кажется затратным и ненужным. Обязательно наступит момент, когда в микрорайоне машину поставить будет негде. Но а к тому времени места в паркинге закончатся.
Автор: Александра Стрелецкая
Комментарии